Гравюры Утагава Куниёси (1797-1861)
Две гравюры Хиросиге (1798-1858) - жил в эпоху Эдо и тоже рисовал бобтейлов.
читать дальше "манэ-ки", зазывающий, приглашающий; "нэко", кот)
Кто такой манэки-нэко и почему он сидит с поднятой передней лапой (а иногда и обеими).
Эпоха правления 66го японского императора Ичиджо.
Император сей прославился в первую очередь тем, что вполне официально ввел в употребление двоеженство.
И чтоб не слишком скучать в таком монотонном обществе, завел он себе привычку устраивать литературные салоны. Понятное дело, что самыми крутыми по тем временам были салоны императорских жен. Вернемся, однако ж, к нашим, то есть, японским, котам.
Когда именно появились на японских островах дикие коты - сложно сказать. На южных островах архипелага сохранились и по наше время дикие коты, которые, судя по всему, жили там не одну тысячу лет.
В японском фольклере можно встретить многочисленные упоминания о яманэко и его более редких разновидностях: ириомотэ-яманэко и тсушима-яманэко. Два последних встречаются только на маленьких островках, от которых название котов и происходит.
Яманэко
Хвосты у всех этих диких красавцев вполне себе достойные, кошачьи.
Понятно, что эти милые, но совершенно дикие зверушки, никак не пригодны для почетной караульно-постовой службы при амбарах, например. И потому есть сведения, что в 6ом веке из Китая в Японию вместе с буддизмом были завезены и первые домашние коты "Made in China". Прибыли коты не просто так, а с почетной миссией защиты от мышей священных буддийских свитков. И надо полагать, что уже эти коты имели в генотипе некий ген короткохвостости, характерный для кошачьих из определенных регионов Юго-Восточной Азии.
По другим данным, первое нашествие домашних котов случилось в конце 10го века, когда дипломатическая миссия все из того же Китая привезла в подарок лично тому самому императору Ичиджо пятерочку отборных котов и кошек. Император чрезвычайно обрадовался подарку (а может, мыши одолели и его). Подаренные коты и кошки были распределены между членами императорской семьи и каждый зверь получил имя и придворный титул. Типа, не какой-то там Васька-Мурзик, а Заслуженный Мышелов Его Императорского Величества. Котов этих нельзя было принуждать к выполнению любой работы (а мышей ловить - это, типа, хобби такое!), не говоря уже о причинении им какого-либо вреда.
Сохранилась запись от 19 сентября 999 года: в этот день кошка Мйобу-но Отодо (что значит Старшая Придворная дама во внутренних покоях) произвела на свет пятерых котят белого цвета. Счастливый этим событием император немедленно наградил каждого котенка именем и титулом придворного четвертого ранга, распределил обязанности по их выращиванию и воспитанию между своими детьми и приставил к каждому котенку целый штат придворных.
Согласно описанию, хвосты у тех императорских котов были длинные.
И автор первых японских анимешек, буддийский монах из благородной семьи, позже ставший настоятелем храма Козанджи недалеко от Киото и живший в конце 11го века, Тоба-но Соджо, также изобразил в своих рисунках и котов.
Статуэтки котов и кошек с длинными хвостами были чрезвычайно популярны в то время как обереги от мышей и крыс. Выполненные с максимальной натуралистичностью эти фигурки выполняли роль огородных амбарных пугал для грызунов.
А вот дальше и начинается самое интересное. Поскольку на довольно длительное время Япония самоизолировалась от окружающего мира и приток новых котов никак не ожидался, все коты, обосновавшиеся в императорском дворце, вынужденно скрещивались между собой. Коты эти были дорогими домашними любимцами, которых холили и лелеяли. Предполагаю, что взятки в те времена можно было давать императорскими котятами.
И, возможно, это было сознательной селекцией, если верить древней легенде:
Однажды зимой императорская кошка сидела во внутренних покоях дворца рядом с жаровней (ну, такая, я вам картинку уже показывала: большой горшок с углями). Длинный хвост кошки случайно упал на угли и шерсть на нем загорелась. Обезумевшая от боли и страха кошка начала метаться по дворцу, размахивая полыхающим хвостом, а потом выскочила и на улицу. Выгорело полгорода. Раздосадованный император приказал отрезать дворцовым кошкам хвосты.
Факт, однако, что хвосты у современных японских короткохвостых кошек такие генетически, от рождения, а не после хирургической операции.
Райская жизнь императорских котов закончилась в 1602 году. Одна из основ японской экономики того времени - производство шелка - оказалась под угрозой из-за нашествия мышей, уничтожавших коконы шелковичных червей. Статуи котов, расставленые повсюду для запугивания мышей, уже не справлялись со своей задачей: мыши наглели. Указом императора все коты должны были быть выпущены на свободу для несения государственной службы: охраны шелковичных червей и их коконов от многочисленных грызунов. Продавать и покупать, а также причинять какой-либо вред котам строго запрещалось. Несчастные коты были выброшены на улицы городов и очень быстро превратились из изнеженных дворцовых сибаритов в ловких охотников, мелких воришек и любимцев простонародья.
Впрочем, никто не мешал и прикармливать особо полюбившихся котов и кошек, которые оставались жить там, где сытнее. Понятно, что через некоторое время потомков императорских котов можно было встретить и в домах состоятельных японцев всех сословий. Именно тогда среди богатых владельцев котов появилась мода повязывать котам ошейничек из цветов красной японской камелии Хичиримэн, редкого и дорогого растения в то время, очень часто - с бубенчиком, чтобы местонахождение кота можно было легко определить.
Ну, а у кого хичиримэна не было, ограничивались полоской шелка такого же ярко-красного цвета.
И с середины 18го века коты в больших количествах изображаются художниками на гравюрах и в виде статуэток. И хвосты у большинства котов и кошек Эдо-эры - короткие.
Один из самых известных японских художников-котолюбов - Утагава Кунийоши - изображал котов в любом окружении и обличье.
Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.
Если присмотреться, можно увидеть, что коты тут самые разные и с разной длиной хвостов, но короткохвостые встречаются не в пример чаще.
Заметьте, однако, что хотя коты тут изображены в самых разных позах, нет ни одного знакомого вам приглашающего жеста передней лапой.
Здесь же, кстати, хорошо видно какие цветовые вариации котов были наиболее популярны.
Белые коты - как символ чистоты.
Черные - отпугивающие нечистую силу. Ага, тут они в полной противоположности с европейскими поверьями тех же времен,что черные кошки - сами по себе нечистая сила!
Коты рыжие (или золотые) - привлекают богатство.
Коты трехцветные, так называемые "микэ", комбинация белого-красного-черного - приносящие удачу.
И особо редко встречающаяся, и потому - особо ценная расцветка - "кимоно", когда на белом фоне раскидано несколько пятен, черных или красно-черных - особо привлекающие богатство и благосостояние.
Уже тогда было известно, что трехцветные зверьки - как правило, кошки. А коты с такой расцветкой встречаются исключительно редко. Именно потому коты (а не кошки!) редчайшего окраса "микэ" или "кимоно" считались талисманом удачи и представляли огромную ценность.
Это тоже Утагава Кунийоши
Думаю, что именно контраст между игривостью и дружелюбностью короткохвостых домашних любимцев и дикой агрессивностью длиннохвостых яманэко породил многочисленные байки о том, как обычный кот может стать бакэнэко, монстром и чудовищем.
Конечно, вся сила в хвосте!
Стало быть, если позволить коту отрастить достаточно длинный хвост, то кот приобретал возможность ходить на задних лапах, изрыгать пламя и кидаться огненными шарами, всячески безобразничать и превращаться в человека, особенно - с целью подменить кого-то из хозяев.
А уж если кот с длинным хвостом достигал определенного возраста (по одним данным -10 лет, по другим -13), то хвост у такого кота раздваивался и нэко превращался в нэкомату - кошмарное чудовище, способное своим двойным хвостом оживлять свежеумерших людей, заставлять таких зомби выполнять свои приказы и пить кровь у живых людей.
Нэкомата
Когда именно появился манэки-нэко - достоверно неизвестно. Но каких-либо изображений кота с поднятой передней лапой до середины примерно 19го века не сохранилось. Фигурки котов, сделанные из дерева, глины или фарфора и раскрашенные как талисман удачи, были популярны с самого начала 18го века, но это были просто изображения сидящих или лежащих котов соответствующей окраски.
Старинное китайское поверье гласит, что если кошка намывает лапой морду и уши - это к дождю. А если дождь, то люди, находящиеся на улице, побегут прятаться от него куда-нибудь под крышу. Например, в ближайшую едальню или магазинчик. Отсюда логичный вывод - умывающаяся кошка предсказывает гостей и покупателей.
Кроме того, движения, которыми кошка моет уши, сильно напоминают жест, принятый в Японии для того, чобы подозвать кого-то (у нас таким жестом часто прощаются: раскрытой ладонью где-то на уровне уха несколько раз сгибают-разгибают пальцы). Так и получается, что кошка, моющая уши, приглашает в дом гостей или клиентов.
О том, как именно умывающийся кот стал талисманом удачи, существует несколько легенд.
Самая популярная связана с токийским храмом Гоутоку-джи. Настоятель храма имел кота по кличке Тама, которого очень любил и часто жаловался ему на свою тяжелую жизнь. Типа: "Вот, Тама, ты тут ни фига не делаешь, а жизнь дорожает. А к нам никто не ходит и потому храм наш приходит в запустение и наверное, скоро нам с тобой придется оставить эти руины и перебираться куда-то еще..."
Однажды вечером кот Тама сидел перед воротами храма и намывал себе уши, когда неожиданно стали сгущаться тучи и стало ясно, что скоро ливанет нешуточный дождь.
И тут прямо около ворот остановился некий влиятельный лорд Наотака Ии, возвращавшийся из Эдо к себе домой, в Хиконэ. Остановившись перед воротами, лорд Наотака принялся обсуждать со своими приближенными куда им спрятаться от приближающегося дождя. И тут-то они и заметили кота, который явно приглашал их войти в храм.
Как только гости вошли в ворота храма, с неба ударила молния аккурат в то место, где только минуту назад находился лорд со своей свитой. В храме гости были встречены настоятелем со всем возможным почетом и уважением.
В благодарность за гостеприимство и спасение жизней самого лорда и его свиты, Наотака сделал Гоутоку-джи своим семейным храмом, полностью восстановил порушенное временем и сделал храм богатым и процветающим. А настоятель храма увековечил своего любимца Тама в виде талисмана, приносящего удачу.
Керамическая фигурка кота из Имадо называемая Маруджимэнэко действительно была популярна в середине 19го века. Но только кот этот не делал приглашающего жеста передней лапой.
Согласно описанию, это была статуэтка сидящего кота "счастливой" расцветки с дырочкой на спине. Предполагалось, что в дырочку залетает все хорошее и там и остается, принося владельцу достаток и удачу.
Первое достоверно известное изображение кота, хоть сколько-нибудь напоминающего манэки-нэко, - Хаттатсу-нэко из Сумийоши-тайша в Осаке. В начале 70х годов 19го века в храме началась продажа керамических фигурок кота, одетого в кимоно, с поднятой передней лапой. Кота зовут Хаттатсу-сан и существует поверье, что если собрать в течение 4х лет 48 фигурок кота, то любое желание исполнится. Но тут надо отметить, что коты продаются только один раз в месяц. А собирать надо по нечетным месяцам котов с поднятой правой лапой, а по четным - с левой.
С этого же кота Хаттатсу пошло и поверье, что правой лапой кот подзывает удачу в бизнесе и делах, а левой - здоровье и благополучие в семье.
К началу 90х годов вариаций манэко-нэко существовало уже бесчисленное количество, всех размеров, всех "счастливых цветов", деревянные и керамические, в виде просто статуэток и в виде копилок. (c)
Кошки на японских гравюрах и манеки-неко
Гравюры Утагава Куниёси (1797-1861)
Две гравюры Хиросиге (1798-1858) - жил в эпоху Эдо и тоже рисовал бобтейлов.
читать дальше
Две гравюры Хиросиге (1798-1858) - жил в эпоху Эдо и тоже рисовал бобтейлов.
читать дальше